Электронное портфолио педагога

Апрель 2013

  Информационные технологии
в образовательном процессе



Электронное портфолио педагога как площадка обмена опытом по использованию информационно-коммуникационных технологий 
 

О. Г. Сорока, кандидат педагогических наук,
доцент БГПУ
 
Слово «портфолио» пришло в нашу речь из итальянского языка (portfolio), где оно обозначало «портфель, папка для документов». В русском языке слово употребляется как неизменяемое в среднем или мужском роде. Варианты «идеальное портфолио» и «учительский портфолио» соответствуют языковым нормам.

«Портфолио» — новое слово для белорусской педагогики. Пусть ещё 20 лет назад мы и «не знали» его, но созданием портфолио учитель занимался всегда: проводил мониторинг уровня обученности учащихся, фиксировал степень их участия во внеклассных мероприятиях, обобщал опыт по теме самообразования, участвовал в конкурсах профессионального мастерства, проходил аттестацию и т. д.
За время работы у педагога накапливается много материалов: методические разработки, выступления на семинарах и конференциях, авторские учебные материалы по предмету, грамоты, дипломы, свидетельства о повышении квалификации и пр. Где же они все хранятся? Что-то на домашнем компьютере, что-то на рабочем, что-то на флеш-накопителе, что-то на CD-диске, что-то лежит в обычной пластиковой папке. И неизбежно наступает момент, когда мы не можем найти нужный документ и начинаем вспоминать: дома он или на работе? в какой папке он находится? когда был создан? Вот тогда-то и возникает вопрос: а как их систематизировать и представить в удобном виде, чтобы всё было под рукой и в одном месте?
Каким должно быть портфолио современного учителя? Что может «сложить» в портфолио педагог, активно использующий информа-
ционно-коммуникационные технологии (ИКТ)? Что будет интересно его коллегам? Попробуем в статье найти ответы на эти вопросы.

Э-портфолио: быть или не быть?
Звучное название «электронное портфолио» (Э-портфолио) зачастую получает некий набор документов, созданных на компьютере. Но такое портфолио, надёжно скрытое от посторонних глаз в отдельной папке на домашнем компьютере, не представляет никакой ценности ни для автора, ни для педагогической общественности. В лучшем случае перед очередным конкурсом педагогического мастерства или прохождением аттестации учитель дерзнёт распечатать свои материалы и сложить их в отдельную папку. Только стоит ли распечатывать и складывать в папку многочисленные материалы, тем более что многие из них изначально создавались как цифровые ресурсы? Такое портфолио носить за собой и тяжело и неудобно. А как обсудить свой опыт с коллегой из другого города, которая давно и активно использует ИКТ и заинтересовалась вашим опытом? Пересылать портфолио посылкой по почте?
Наиболее удобным форматом для портфолио можно считать веб-публикацию (интернет-портфолио), позволяющую:
– разместить большой объём материала различных форматов (текст, графика, аудио, видео, анимация);
– получить доступ к материалам в любое время и в любом месте (при условии наличия Интернета);
– получать отклики от читателей и осуществлять обратную связь;
– обеспечить оперативный доступ через систему гиперссылок и навигацию к любому фрагменту портфолио;
– оперативно редактировать и пополнять материал;
– акцентировать внимание на ключевых моментах работы;
– обмениваться опытом с огромной аудиторией (увидеть портфолио сможет вся пользовательская аудитория Интернета).
Оперативно, презентабельно, мобильно, современно и эффективно...
Функции портфолио:
·              • диагностическая — фиксирует изменения за определённый период времени;
·              • содержательная — раскрывает полный спектр выполненных работ;
·              • развивающая — обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;
·              • мотивационная — поощряет результаты деятельности;
·              • рейтинговая — позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.

С чего начать создание Э-портфолио?
Главное назначение Э-портфолио — фиксация, накопление, оценка и самооценка индивидуальных достижений специалиста за определённый период времени.
Приступая к созданию Э-портфолио, прежде всего следует чётко представить аудиторию его читателей (целевую группу). В нашем случае — это учителя начальных классов, интересующиеся и активно использующие ИКТ в своей профессиональной деятельности. Исходя из целевой группы, формулируем цель создания портфолио: обмен опытом по использованию информационных коммуникационных технологий. В то же время не забываем о том, что создаваемое портфолио должно отражать динамику развития учителя, показывать наиболее значимые результаты практической деятельности, демонстрировать стиль преподавания и уровень компетенций учителя.
Эти две позиции — целевая аудитория и цель создания портфолио — будут определять содержание и вектор нашего взаимодействия с читателями. Традиционно на главную страницу портфолио помещают обращение к читателям, например:
«Уважаемые коллеги! Добро пожаловать на страницы моего портфолио. Оно создано с целью представления накопленного опыта разработки и использования информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе. Представленные материалы будут интересны учителям начальных классов, методистам, курирующим начальную школу, студентам и преподавателям факультета начального образования».
Такое обращение на первой странице портфолио — во-первых, показатель того, что вы уважаете своих читателей; во-вторых, свое-
образный ориентир для пользователя, открывшего главную страницу («если заявленная тема мне интересна, буду читать дальше»; «спасибо автору, который думает о моём времени и направляет меня на своём ресурсе»); в-третьих, чётко очерчивает сферу интересов людей, которых вы «встретите» на ресурсе.

Что «положить» в Э-портфолио, целью которого является обмен опытом по использованию ИКТ
в образовательном процессе?
Содержательное наполнение портфолио должно раскрывать опыт использования ИКТ.
Шаг первый: анализ своего опыта. Портфолио — «копилка» лучших результатов. На этапе сбора информации должны быть оценены все результаты, чтобы на следующем этапе отбора материала выделить из них лучшие. При этом обращаем внимание на свои методические находки, авторские материалы, наиболее успешные разработки, которые заинтересовали коллег по работе (логично предположить, что и более широкой аудитории они будут интересны). Материалом для портфолио по обмену опытом использования ИКТ могут стать: авторские электронные учебные материалы (презентации, интерактивные задания, схемы, карты ума и т. д.); конспекты уроков (внеклассных мероприятий) с использованием ИКТ; материалы по сопровождению работы ребёнка в Интернете, по организации его безопасной работы за компьютером (памятки, рекомендации для родителей); материалы выступлений педагога на методических объединениях, семинарах, мастер-классах по проблеме применения ИКТ, публикации в СМИ и Интернете; примеры электронных работ учащихся; материалы, свидетельствующие о результативности работы педагога (данные опросов, исследований, отзывы); материалы о прохождении повышения квалификации в области ИКТ.
Шаг второй: рефлексивный анализ и фильтрация содержания с точки зрения его соответствия цели создания портфолио и интересам аудитории. Следует оценить отобранные материалы и разработки с точки зрения того, насколько они будут интересны читателям портфолио? насколько глубоко они раскрывают опыт автора по использованию ИКТ? все ли направления работы автора они презентуют?
Шаг третий: структурирование содержания. Наличие чёткой структуры свидетельствует о том, что, с одной стороны, автор имеет системное видение проблемы использования ИКТ и, с другой стороны, заботится о своих читателях, которые быстро получают доступ к интересующей их информации.

Каковы основные виды интернет-портфолио?
Портфолио педагога как составная часть сайта учреждения образования (УО).
Портфолио педагога как составная часть сайта УО представляет собой отдельную страницу сайта, которая и является портфолио конкретного педагога. Оформление портфолио зависит от того, кто управляет данным сайтом. Немаловажным является и тот факт, на какой платформе реализован сайт.
Так что, если вы выбираете данный вид Э-портфолио, то должны быть готовы к некоторому вмешательству со стороны администрации УО и администратора сайта. Хозяином своего Э-портфолио вы вряд ли будете, разве только вы сами не являетесь администратором сайта.
Э-портфолио как приложение к сайту.
Такое портфолио создаётся и выглядит как самостоятельный сайт, но адресно прикрепляется он к сайту вашего УО (в виде отдельной страницы или ссылки). Вы являетесь полноправным хозяином такого Э-портфолио, имеете возможность в любой момент изменить внешний вид, доработать систему навигации, встроить/изменить гаждеты, дополнить методические материалы или удалить ненужную информацию и пр. Единственная несамостоятельность: руководитель УО должен дать согласие на присоединение вашего сайта к официальному сайту УО.
Э-портфолио как составная часть персонального сайта или блога педагога.
Такой вид портфолио является целесообразным, если у вас уже есть персональный сайт или блог. Ваша задача — разместить в нём специальный раздел «Портфолио».
Блог-портфолио.
Данный вид интернет-портфолио отличается от сайта-портфолио лишь возможностями блогостроения. Ваши возможности будут предопределены спецификой платформы, которую вы выберите для создания своего блога. «Построить» свой блог можно с помощью следующих платформ: blogspot.com, blogger.com, wordpress.org, livejournal.com. Мы привели далеко не полный перечень бесплатных онлайн-платформ — их гораздо больше.
Сайт-портфолио — это портфолио, созданное в виде сайта. Ваши возможности, как и вслучае с блогом, будут определяться техническими возможностями того конструктора сайтов, который вы выберете.
Назовём лишь некоторые системы управления контентом (как коммерческие, так и бесплатные), предназначенные для разработки сайтов и используемые педагогами для представления личных сетевых портфолио: ucoz.ru, narod.ru, google и WebMatrix от Microsoft. Примеры таких сайтов-портфолио можно увидеть на просторах Интернета.

Какая интернет-платформа наиболее удобна
для ведения Э-портфолио?
Выбор интернет-платформы для создания Э-портфолио — ответственное дело, так как возможности выбранной вами платформы, как мы говорили ранее, оказывают влияние и на характер размещаемых материалов и на их структуру. Рассмотрим варианты, предлагаемые в Интернет.
Вариант 1 — воспользоваться готовым шаблоном для размещения портфолио. Некоторые сайты предлагают пользователям воспользоваться готовыми шаблонами для создания портфолио и разместить на их страницах свои материалы. Например, портал «Открытый класс» (http://www.openclass.ru/pages/117995) предлагает зарегистрироваться и в личном кабинете создать своё портфолио. Аналогичные порталы: Портфолиотека (http://portfolioteka.ru/), 4portfolio(http://4portfolio.ru/). Есть порталы, предлагающие пользователям создавать личные странички (кабинеты), которые могут быть представлены как портфолио (http://www.proshkolu.ru/http://nsportal.ru/http://www.ya-teacher.ru/). Недостатки рассмотренных вариантов в том, что необходима регистрация на ресурсе, размещаемые материалы модерируются, есть риск прекращения существования ресурса и потери материалов, к тому же все эти ресурсы находятся в российском сегменте Интернета.
Вариант 2 — создать портфолио своими силами. Плюсы такого подхода очевидны: автор ни от кого не зависит, ресурс создаётся «под себя». Однако сложность такого подхода заключается в поиске оптимального технологического решения для портфолио. Итак, в вашем распоряжении три вида инструментов: конструктор сайта, блог и wiki (нас, конечно же, интересуют «бюджетные» = бесплатные инструменты). Для создания портфолио можно воспользоваться такими конструкторами сайтов, как uCoz (http://www.ucoz.ru/), Jimdo (http://ru.jimdo.com/), SitesGoogle (http://www.google.com/sites/overview.html, обязательно наличие аккаунта Google), Weebly (http://www.weebly.com). Если портфолио создаётся как блог, то платформой для такого решения может стать Blogger (www.blogger.com) (обязательно наличие аккаунта Google), WordPress (http://ru.wordpress.org/). Среда wikiпозволяет размещать на странице материалы в двух форматах: текст и графика, публикация материалов других форматов (видео, презентация, анимация) возможна только путём их размещения на внешних ресурсах и встраивание на страницу wiki через ссылку или html-код.
При выборе инструментов для создания портфолио стоит учесть уровень ИКТ-компетентности педагога и время, необходимое на освоение правил работы с тем или иным инструментом. Наиболее простыми в использовании, ориентированными на интуитивно понятные пользователю решения, представляются нам платформы, предлагаемые компанией Google (SitesGoogle и Blogger). В любом случае при выборе интернет-платформы стоит внимательно изучить справочные материалы по работе с выбранной средой и посмотреть готовые ресурсы, созданные учителями на этой платформе. В этом нам поможет специализированный портал-каталог портфолио «Банк интернет-портфолио учителей» (http://www.bankportfolio.ru/).
Независимо от того, каким вариантом вы решите воспользоваться, следует помнить, что все материалы вашего портфолио следует сначала опубликовать на каких-либо сторонних ресурсах Интернета, а затем через ссылку или html-код встраивать их в страницы портфолио. Рекомендуемые ресурсы для размещения материалов в Интернете приведены в таблицах 1, 2.

Таблица 1. Бесплатные интернет-сервисы
для публикации материалов

Название ресурса
Аннотация
Поддерживаемые форматы
файлов
Сервис предполагает регистрацию пользователя, позволяет публиковать документы и делиться ими с другими пользователями (через ссылку, html-код, социальные сети)
Форматы презентаций: PPT, PPS, PPTX, PPSX, POTX (PowerPoint);
документов: PDF, DOC, DOCX, RTF, XLS (MSOffice), ODT, ODS (OpenOffice).
Максимально допустимый размер файла составляет 100 мегабайт
Сервис предполагает регистрацию пользователя, предоставляет возможность публиковать в Интернете документы в виде: книги, журнала, брошюры, презентации и делиться ими с другими пользователями (через ссылку, html-код, социальные сети)
Microsoft Office — Microsoft Word (.doc, .rtf), Microsoft Powerpoint (.ppt, .pps), Microsoft Excel (.xls).
OpenOffice.org — Writer (.odt, .ott, .sxw, .stw), Impress (.odp, .otp, .sxi, .sti), Calc (.ods, .ots, .sxc, .stc).
Document Adobe PDF (версии 1.1 — 1.6), текстовый файл (.txt), страница HTML (HTML-файл) (.htm, .html)
Сервис предполагает регистрацию пользователя, позволяет публиковать документы и делиться ими с другими пользователями (через ссылку, html-код, социальные сети). DocMe — российская альтернатива Scribd
Microsoft Excel (.xls, .xlsx).
Microsoft PowerPoint (.ppt, .pptx).
Microsoft Word (.doc, .docx).
OpenDocument formats (.odt, .odp, .ods, .odc, .odg, .odi, .odm).
OpenOffice.org XML formats (.sxw, .sxi, .sxc, .sxd).
Plain text (.txt).
Portable Document Format (.pdf).
PostScript (.ps).
Rich Text Format (.rtf).
Comma Separated Values (.csv).
WordPerfect Document (.wpd.)
DjVu Image (.djvu).
FictionBook (.fb2).
Compiled HTML Help File (.chm).

Публикует документыв виде книг, которые показываются в специальном Flash-плеере, встраиваемом через html-код на любой ресурс

Microsoft Excel (.xls, .xlsx).
Microsoft PowerPoint (.ppt, .pptx).
Microsoft Word (.doc, .docx).
Plain text (.txt).
PostScript (.ps).
Rich Text Format (.rtf).
Portable Document Format (.pdf).
OpenDocument formats (.odt, .odp и др.).
OpenOffice.org XML formats (.sxw, .sxi, и др.)
Google Drive
Сервис привязан к аккаунту gmail, позволяет размещать документы (объём дискового пространства 5 Гб предоставляется бесплатно) и делиться ими с другими пользователями, задавать уровни доступа (для редактирования, просмотра и комментирования). Документы, предназначенные для публикации, конвертируются в документы Google
Загрузить можно самые разные форматы файлов:
изображения (.jpeg, .png, .gif, .tiff, .bmp);
видео (.webm, .mpeg4, .3gpp, .mov, .avi, .mpegps, .wmv, .flv);
текстовые файлы (.txt);
файлы разметки/кода (.css, .html, .php, .c, .cpp, .h, .hpp, .js);
Microsoft Word (.doc и .docx);
Microsoft Excel (.XLS и .XLSX);
Microsoft PowerPoint (.PPT и .PPTX);
Adobe Portable Document Format (.PDF);
Apple Pages (.PAGES);
Adobe Illustrator (.AI);
Adobe Photoshop (.PSD);
Tagged Image File Format (.TIFF);
Autodesk AutoCad (.DXF);
Scalable Vector Graphics (.SVG);
PostScript (.EPS, .PS);
TrueType (.TTF);
XML Paper Specification (.XPS);
файлы архивов (.ZIP и .RAR)

Примечание: в таблице представлены наиболее популярные среди пользователей сервисы.

Таблица 2. Бесплатные интернет-сервисы
для публикации мультимедийных документов

Название
ресурса
Аннотация
Поддерживаемые форматы файлов

Хранение фото, фильмов, создание слайд-шоу
Фотографии: JPEG, TIF, TIFF, BMP, GIF, PSD (Photoshop), PNG, TGA и некоторые форматы RAW.
Фильмы:
для общего воспроизведения в Picasa: MPG, MOD, MMV, TOD, WMV, ASF, AVI, DIVX, MOV, M4V, 3GP, 3G2, MP4, M2T, M2TS, MTS, MKV.
Звукозаписи (для слайд-шоу): WMV и MP3
Хранение видео
MOV, MPEG4, AVI, WMV,
MPEGPS,FLV, 3GPP, WebM
Mind Maps
Хранение карт знаний (бесплатно можно создать 3 карты)
.png, .bmp, .pdf, .mind, .txt
Создание диаграмм
.png, .bmp, .pdf

При разработке портфолио нужно учесть:
·              скорость загрузки ресурса/интернет-платформы (если сайт медленно грузится, читатели не станут ждать);
·              дизайнерское решение (цветовое оформление, размеры и гарнитуры шрифтов, удобство интерфейса);
·              структурирование материалов (расположение страниц и удобство перехода между материалами);
·              сопровождение и поддержку материалов (постоянное обновление материалов, ведение форумов и форм обратной связи, комментирование материалов);
·              графическое наполнение (содержательная и интересная графика, меньше текста — больше инфографики);
·              содержательное наполнение (адресность материалов, поддержание читательского интереса, актуальность, отсутствие ошибок и опечаток).
Важным вопросом при размещении информации в Интернете является соблюдение авторского права. Размещение материалов других авторов возможно только с их согласия, лучше при наличии письменного разрешения. Если приводится цитата из материалов других авторов, то обязательно указывается прямая ссылка на ресурс, где эта информация размещена. Целесообразно перед размещением материалов изучить Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (от 17 мая 2011 г. № 262-З).

Основные модели Э-портфолио

Модель
Для кого
Цель
Портфель достижений
Для себя и других
Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности
Портфель презентация
Для других
Показать лучшие работы, которые произведут положительное или даже сильное впечатление на читателя (потенциального работодателя)
Портфель самооценка
Для себя
Показать прогресс или регресс в каких-либо видах или отдельных аспектах профессиональной деятельности
Портфель-отчёт
Для других
Показать успешность и доказать прогресс исследовательской, профессиональной и творческой деятельности
Комплексное портфолио
Для себя и других
Объединяются все перечисленные виды

Принципы структурирования материалов Э-портфолио
В основу структурирования материала портфолио могут быть положены разные принципы. Так, содержание может быть структурировано следующим образом.
1. Этапы урока, на которых применяются ИКТ. На страницах такого портфолио мы представляем различные типы ресурсов в зависимости от этапа урока, на котором они используются: ИКТ для целеполагания, проверки домашнего задания и т. д. Возможно, для учителя начальных классов такой вариант не слишком удобен, так как работа не ограничивается рамками одного предмета.
2. Содержание учебных предметов. На страницах портфолио представляется опыт использования ИКТ на уроках математики, русского языка и т. д.
3. Направления работы педагога. В таком портфолио, по мнению Л. Рождественской [2], можно представить:
– CV учителя (CV в переводе с латинского «ход жизни» — краткое описание жизни и профессиональных навыков);
– педагогическое кредо (почему вы стали использовать ИКТ);
– рабочие материалы: планы уроков, презентации и т. д.;
– методические разработки, статьи;
– опросники;
– формы самоанализа и рефлексии;
– коллекции полезных ссылок и закладок;
– фото- и видеоматериалы с уроков и творческих мастерских;
– ссылки обсуждений на форумах с участием самого учителя;
– ссылки на работы и сайты учеников и т. д.
Именно последний вариант наиболее часто используется учителями начальных классов при создании портфолио. Структуру для своего портфолио автор выбирает самостоятельно, исходя из отобранного содержания, не забывая о читательской аудитории.

Как взаимодействовать с читателями Э-портфолио?
Создаваемое портфолио представлено на суд профессионального сообщества: выбрана структура, выбрана и наполнена содержанием интернет-платформа. Казалось бы, что на этом можно поставить точку. Но есть ещё одна важная деталь: поскольку портфолио создавалось как площадка для обмена опытом, надо предоставить своим читателям возможность интерактива. Итак, продумываем систему взаимодействия с читателями портфолио, как автор будет привлекать читателя: писать краткие посты на злободневные темы, вести страничку новостей или форум для обсуждения проблемы, предоставит возможность просматривать и комментировать представленные в портфолио материалы, скачивать методические разработки, задавать вопросы автору, писать в гостевой книге. Также стоит обратить внимание и на тон общения автора со своими читателями (деловой стиль, отсутствие ошибок, оскорблений, жаргонизмов).
Работа по взаимодействию с читателями, равно как и пополнение и обновление материалов портфолио, должна быть систематической и постоянной. Социальность портфолио — это, с одной стороны, отражение современной концепции использования ИКТ, а с другой — хороший инструмент для рефлексии и определения вектора своего дальнейшего личностного и профессионального развития.

Существует ли идеальное портфолио?
Портфолио современного учителя — это не только средство самопрезентации, но и эффективный инструмент рефлексии и определения результативности его профессиональной деятельности.
Какое портфолио можно считать идеальным?
Обратимся к критериям оценки персональных сайтов учителей, предложенным Е. Ю. Гирба [1].
Общие критерии оценки персональных сайтов.
1. Контент (содержание):
·               Ясно ли предназначение сайта?
·               Присутствует ли информация на всех страницах (во всех разделах) сайта?
·               Ориентирован ли сайт на целевую аудиторию?
·               Соответствует ли содержание сайта (текстовое, графическое) его тематике?
·               Есть ли грамматические или синтаксические ошибки?
2. Эргономичность использования (юзабилити):
·               Организовано ли содержание логически?
·               Насколько проста и понятна навигация?
·               Расположена ли навигация в одном и том же месте на всех страницах?
·               Позволяет ли навигация вернуться на предыдущие подуровни?
·               Присутствует ли ссылка обратной связи и насколько она доступна?
·              Имеется ли понятный способ перехода между последовательно связанными страницами и разделами сайта?
·               Приходится ли пользователю делать более nh`[ кликов для того, чтобы найти нужную информацию?
·               Работает ли сайт на всех платформах и браузерах?
·               Можно ли просматривать сайт на разных разрешениях?
·              Если применены технические и программные новшества, то доступны ли плагины?
3. Техническая реализация (функционал):
·               Оправдывает ли себя время загрузки страницы?
·               Если есть Flashintro, то предусмотрена ли функция пропуска заставки?
·               Если сайт располагает большим количеством информации, то предусмотрены ли системы поиска и отбора (фильтрации)?
4. Оптимизация:
·              Отражают ли заголовки страниц их содержимое?
·              Используются ли метаданные (meta, description, author, date…)?
·              Снабжены ли картинки альтернативным текстовым описанием (alt)?
5. Внешний вид (дизайн):
·               Выдержаны ли цвета, шрифты, графика в едином стиле?
·               Сбалансированы ли цвета дизайна страниц?
·               Сбалансирован ли макет страницы (наличие сетки)?
·               Не перегружена ли страница информацией (особенно это касается главных станиц)?
·               Качественна ли графика и сочетается ли она с остальными составляющими страницы?
·               Не мешает ли графика пользователю воспринимать информацию?
6. Посещаемость (педагогическая составляющая):
·               наличие системы методических разработок и рекомендаций для учителей данного предмета;
·               наличие форумов и форм обратной связи, их активность;
·               наличие аналитических материалов: вопросников-анкет; сравнительного анализа достижений учащихся;
·               наличие статей на профессиональную тему;
·               отзывы посетителей сайта.
Следующий набор критериев для оценки портфолио предложен участниками семинара «Электронное портфолио педагога как площадка обмена опытом по использованию ЭОР» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eorhelp.ru/node/85565 — Дата доступа: 21.12.2012.
1. Наличие визитки автора портфолио:
·              указаны сведения об авторе (Ф.И.О., должность, место работы, регион, преподаваемый предмет), обозначен круг профессиональных интересов;
·              визитка представлена в творческой форме, есть обращение к читателям;
·              указаны не все сведения либо сведения не находятся сразу, текстовый вариант представления визитки с обращением к читателям;
·              авторство не указано либо автор никак себя не представил.
2. Целеполагание:
·              чётко определена цель создания портфолио (она конкретна, достижима, реальна), а также целевая группа пользователей (сам автор и педагогическое сообщество = коллеги), дана характеристика реципиентов опыта;
·              цель определена, но не чётко, целевая группа названа, но нет характеристики реципиентов опыта;
·              отсутствует.
3. Соответствие содержательного наполнения портфолио целевым установкам:
·              содержание портфолио полностью соответствует целям, задачам создания портфолио и предназначено в полной мере определённой целевой группе пользователей;
·              содержание портфолио частично соответствует целям, задачам создания портфолио и частично отвечает ожиданиям определённой целевой группы пользователей;
·              содержание портфолио не соответствует целям, задачам создания портфолио и невозможно понять, какой конкретно целевой группе пользователей оно предназначено.
4. Наличие педагогической концепции (философии):
·              наличие стройной педагогической концепции, в которой автор характеризует основные принципы и методы своей деятельности, определяет проблемы для целенаправленной работы в форме эссе (до 15 предложений);
·              автор недостаточно ясно выразил свою педагогическую концепцию, форма её представления — простое перечисление;
·              педагогической концепции нет.
5. Структурированность содержания:
·              содержание имеет чёткую логичную структуру, отражённую в меню сайта/блога, соответствующую целям создания портфолио;
·              содержание структурировано, но структура не соотносится с целевой установкой или не во всём логична;
·              содержание не структурировано.
6. Наличие авторских ЭОР (электронных образовательных ресурсов), предназначенных для обучения и воспитания:
·              представлены авторские ЭОР c методическими комментариями (класс, предмет, тема, этап урока, цель использования, форма работы), пригодные для тиражирования, комментарии также отражают опыт использования ЭОР; ЭОР размещены в соответствии с выбранной классификацией (по этапам урока, по темам и классам, по другим основаниям); материал встроен на страницу портфолио, его можно просмотреть сразу; присутствуют авторские инструкции по созданию ЭОР;
·              методические комментарии к ЭОР недостаточны, комментарии, отражающие опыт использования представленных ЭОР незначительны; классификация ЭОР нечёткая; для просмотра материала надо пройти по гиперссылкам либо скачать материал; присутствуют инструкции по созданию ЭОР, созданные другими авторами (они должны быть указаны);
·              есть авторские ЭОР, но методические комментарии к ним, а также комментарии, отражающие опыт использования представленных ЭОР, отсутствуют, нет инструкций по созданию ЭОР, ЭОР размещены хаотично, их классификация отсутствует.
7. Наличие творческих работ учеников:
·              представлены работы учеников, выполненные в разных программах, сервисах web 2.0 с пояснениями;
·              представлены только однотипные работы, либо отсутствуют необходимые пояснения (авторы, класс, тема, цель);
·              работы учеников отсутствуют.
8. Отражение результативности педагогической деятельности:
·              представлена результативность работы, имеющая связь с авторскими ЭОР;
·              результативность отражена, но не описана связь с авторскими ЭОР или она отсутствует;
·              результаты не представлены.
9. Распространение собственного опыта по внедрению ЭОР в образовательный и воспитательный процесс:
·              автор распространяет свой опыт создания и использования ЭОР среди широкой педагогической общественности (онлайн-мастер-классы, публикации, участие в профильных, в том числе сетевых конкурсах, выступление на конференциях);
·              в портфолио этот опыт полностью отражён с рефлексией автора, приведены примеры ЭОР, имеются отзывы коллег и/или приведены адреса заимствования авторских ЭОР другими пользователями;
·              автор распространяет свой опыт создания и использования ЭОР среди педагогической общественности региона (мастер-классы, публикации, участие в профильных, в том числе сетевых конкурсах местного уровня); в портфолио этот опыт отражён простым перечислением, приведены примеры ЭОР, имеются отзывы коллег;
·              автор распространяет свой опыт создания и использования ЭОР среди педагогического коллектива школы (мастер-классы, выступление на педсовете, на заседании МО); в портфолио этот опыт отражён простым перечислением, приведены примеры ЭОР, отзывы отсутствуют;
·              автор пока не распространяет свой опыт.
10. Применение навыков работы с интернет-контентом в практической деятельности:
·              автором представлены собственные интернет-проекты, веб-квесты, использование личного сайта и социальных сетей в работе с обучающимися с необходимыми пояснениями (цель, время работы над проектом, результат работы и т. д., рефлексия что удалось, что нет и почему);
·              автор даёт ссылки на полезный контент для разных групп пользователей (учеников, родителей, коллег) и необходимые пояснения (краткую аннотацию ресурса), своих проектов не представляет;
·              данное направление не представлено.
11. Отражение перспектив профессионального роста и развития в области использования ЭОР:
·              автор намечает конкретный план дальнейшего профессионального развития в этой области (определяет, в чём его проблема (техническая, методическая и т. д.) и как он будет её решать);
·              автор определил ключевые точки развития, но пока не представляет, как и где можно получить необходимую информацию и помощь;
·              отсутствует план профессионального развития.
12. Дизайн:
·              страницы портфолио оформлены в соответствии с общепринятыми требованиями (единообразие шрифта, количество цветов, форматирование текста) аккуратно и эстетично;
·              есть нарушения в оформлении (например, использование несочетаемых цветов, разнокалиберных шрифтов и их размеров при наборе текста, фотографии шире размера страницы);
·              портфолио оформлено неаккуратно, неэстетично.
13. Дружелюбность к посетителям:
·              автор соблюдает этикет, оставляет корректные комментарии, соблюдает авторское право; материалы удобны для скачивания, есть система поиска или структурированность с помощью тегов; все ссылки открываются; для комментирования не надо заполнять код проверки словом, возможно взаимодействие через встроенные формы соцсетей (твиттер, фейсбук);
·              портфолио частично соответствует данному критерию;
·              автор проявляет недружелюбие к посетителям (некорректные комментарии, не удалена проверка словом, присутствуют нерабочие ссылки, не указаны авторы приведённых материалов, цитат).
14. Грамотность:
·              фактические ошибки отсутствуют, текст написан в соответствии с нормами русского языка;
·              есть одна фактическая ошибка и/или присутствует незначительное количество грамматических ошибок и опечаток;
·              больше 1 фактической ошибки и/или много ошибок и опечаток.
15. Использована удобная для автора и посетителей платформа размещения портфолио:
·              использованная платформа позволяет структурировать содержание, создавая страницы и подстраницы, отсутствует реклама, можно оставлять комментарии, материалы легко найти;
·              есть возможность интерактива в режиме автор—посе-
тители: создание опроса, организация дискуссии и т. д.;
·              использованная платформа даёт недостаточно возможностей, перечисленных выше;
·              платформа не предоставляет возможностей комментирования, структурирования, интерактивного взаимодействия.

Анализ представленных критериев (можно ещё привести несколько аналогичных перечней) позволяет нам выделить главные черты идеального портфолио:
·              • целенаправленность и систематичность профессиональной деятельности;
·              • динамичность (постоянно обновляется, отражает индивидуальные приращения учителя);
·              • результативность (представлены достижения учителя);
·              • юзабилити (дружественность к посетителям ресурса).
Но самое главное, чтобы сквозь эти черты проступала личность учителя, реализующего свой творческий потенциал в области ИКТ.

Рекомендации по созданию портфолио
от Е. Гирба
Фамилия, имя и отчество должны быть обозначены ярко и чётко (прописаны достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым шрифтом [1]), чтобы с первых секунд просмотра портфолио они запомнились.
Ошибкой многих авторов портфолио является «слишком» красивый шрифт с излишними завитушками или анимированный текст. Подобные надписи демонстрируют полную безвкусицу. Не нужно портить впечатление о вас с самого начала! Поступите иначе — постарайтесь создать чёткую ассоциацию между Ф.И.О. и всем остальным, что говорит о вас. Подберите хороший шрифт и цвет, тогда появится шанс, что портфолио вызовет положительные эмоции, а его автор не останется безымянным [1].

Рекомендуем почитать
Учимся создавать портфолио учителя. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/konkurselektronnyjportfolio/
2-ucimsa-sozdavat-portfolio-ucitela
. — Дата доступа: 01.03.2013.

Инструменты для создания портфолио
10 + сервисов для онлайнового хранения документов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://shperk.ru/v-seti/10-servisov-dlya-onlajnovogo-xraneniya-dokumentov.html. — Дата доступа: 01.02.2013.
Конкурсный проект «Мой кейс Веб 2.0». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/proektmk2/ — Дата доступа: 01.01.2013.
Конкурсный проект «Мой кейс Веб 2.0», этап № 2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/proektmojkejs2/. — Дата доступа: 01.02.2013.

Примеры Э-портфолио можно посмотреть
на сайте издательства 
http://aiv.by

Список использованной литературы
1. Гирба, Е. Ю. Подготовка к конкурсу профессионального мастерства / Е. Ю. Гирба. — Серпухов : УМЦ, 2012. — 150 с.
2. Рождественская, Л. Личный сайт и Э-портфолио учителя. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://conjunctio.blogspot.com/2007/10/blog-post_12.html. — Дата доступа: 01.12.2012.

Р.S. Автор статьи выражает искреннюю благодарность замечательному сетевому методисту Елене Александровне Годуновой и своим российским коллегам за возможность обсудить проблему разработки профессионального портфолио в рамках семинара «Электронное портфолио педагога как площадка обмена опытом по использованию ЭОР» ([Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eorhelp.ru/node/85565. — Дата доступа: 21.12.2012.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий